В первую очередь хочу поздравить Вас, дорогие родители, Ваши дети успешно перешли из младшей школы в среднее звено. Теперь их называют уже не младшие школьники, а младшие подростки.
Это сложный возраст, хоть и не такой острый, как подростковый, но младший подросток впервые встречается со множеством неизвестных для него трудностей. От нас – педагогов и родителей – зависит, насколько быстро и успешно ребенок сможет с этими трудностями справиться.
Итак, опишем психологический портрет – специфические особенности нашего пятиклассника.
1. Появление чувства взрослости:
-стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля.
-постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.
2. У большинства детей начинается физиологическая перестройка организма:
-импульсивность, частая и порой необъяснимая смена настроения, упрямство, агрессивность. Обостряется комплекс собственной неполноценности, учащаются конфликты и ссоры с родителями, педагогами и сверстниками.
-потребность в постоянной поддержке и принятии.
3. Психологические изменения:
-развитие теоретического мышления, логической памяти.
- умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции.
Кроме возрастных изменений, в жизни ребенка происходят и внешние изменения:
-новая школа,
-новые учителя,
-новые одноклассники,
-новые предметы,
-новые требования и нормы поведения.
Конечно, пятикласснику, попавшему в такие условия, необходима наша помощь и повышенное внимание.
Не удивляйтесь, если в первое время появятся изменения в поведении и психике ребенка:
•Возрастает тревожность;
•Снижается работоспособность;
•Повышается робость или напортив «развязность»;
•Проявление неорганизованности и забывчивости.
•Иногда нарушается сон, аппетит
Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.